
Александру 49 лет, он всю жизнь прожил в Екатеринбурге и на протяжении 40 лет употреблял психоактивные вещества. Да – да, это не опечатка: впервые Александр попробовал спиртное в 7 лет и очень быстро пристрастился. В настоящее время он является волонтером в реабилитационном центре «Свобода» для наркозависимых в городе Бугульма (Республика Татарстан), куда приехал в 2017 году по собственному желанию. На сегодняшний день Саша имеет 28 месяцев «чистого» времени и очень этим гордится. Честно признается, что предыдущих 47 лет своей жизни просто не помнит из-за постоянного употребления ПАВ. Первый опыт употребления спиртного состоялся у 7-летнего Саши в 7 лет: произошло это на свадьбе у старшей сестры. Мальчик, видя, как весело гостям от употребления алкоголя, как они танцуют и смеются, тоже решил попробовать, — тем более, что захмелевшие гости не обращали на него никакого внимания. Эксперимент удался, алкогольное опьянение Саше понравилось: он танцевал и смеялся вместе со всеми, чувствовал свою общность со взрослыми. После этого случая, как рассказал сам Александр, алкоголь стал его верным спутников на долгие 40 лет.
В 13 лет Саша уже состоял на учёте в наркологии, в детской комнате милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних, — его будущая жизнь и судьба были определены. Несмотря на то, что Саша рос в порядочной и благополучной семье, — его отец и мать были коммунистами, героями труда, — родители были бессильны повлиять на подростка. Он сам признается, что всегда был очень эгоцентричным и своевольным. В 16 лет Саша впервые попробовал курить наркотики: сначала ему не понравилось, было страшно, но поскольку все в его окружении это делали, он не захотел выглядеть «белой вороной» и продолжил.
Мама Саши всегда называла его «чужеумом», считала, что у сына нет своей головы. Поскольку в его кругу была в моде «уголовная романтика», Александр вскоре оказался за решёткой, где быстро пристрастился к инъекционным наркотикам. С тех пор его жизнь пошла по кругу: «украл, выпил – в тюрьму». Больше 3-5 месяцев на свободе Саша не бывал, прошел все режимы наказания, дошёл до особого, и до 2015 года употреблял наркотики внутривенно. Как он сам вспоминает, у него сформировалось «арестантское» мышление, на свободе он жить абсолютно не умел, и его удивляло, как это удается другим людям.
К 2015 году Александр довел себя до такого состояния, что употреблять наркотики просто уже не мог. Он не мог без них, но и от них удовольствия уже не получал, да ещё и сердце начало барахлить. Вспоминает, как на Рождество 2015 года укололся «винтом», и прямо на «приходе» у него начался микроинсульт. Он очень испугался, подскочил, и сутки молился: обещал, что если Бог оставит его в живых, он больше никогда не прикоснется к наркотикам. Пережитый страх был настолько сильным, что наркотики после этого он действительно ни разу больше не употребил. Поэтому он всё свое рвение направил на алкоголь, который был в его жизни всегда, каждый день, сколько себя помнит. С 2015 до января 2017 года Саша напивался по 3 – 4 раза в день: у него началась аритмия, случались остановки сердца и микроинсульты, он спивался. В январе 2017 года он пришёл с дня рождения знакомой, ему стало плохо. К тому времени он уже не мог ни с алкоголем, ни без алкоголя: если он не выпивал, то с похмелья у него начинало останавливаться сердце. Если же похмелялся, то через час сердце начинало останавливаться уже с алкоголя – это был замкнутый круг. Ночью Александру стало совсем плохо, он пытался померять давление и пульс, но сердце останавливалось, у него потемнело в глазах, и он упал. Саша не знает, каким образом той ночью «завелось» его сердце: он думает, что видимо, для чего — то нужен Богу на этой земле. Но произошедшее заставило его серьезно задуматься о перспективах своей дальнейшей жизни. В то же время его встретили коллеги по работе, и, увидев, в каком плачевном состоянии находится Александр, рассказали обо всё руководителю. Руководитель прислал ему СМС: «Если хочешь остаться в живых и поправить свои мозги, есть возможность бесплатно поехать в реабилитационный центр в Бугульму». Александр сразу ухватился за эту возможность, т.к. терять ему было уже нечего. Родственники ему уже не верили, даже в комнату лишний раз старались не заходить: все были уверены, что жить ему осталось недолго.

«Папа иногда заходил послушать, бьется ли у меня сердце, — вспоминает сам Александр. – Я спал со светом, вообще боялся его выключать: мне казалось, что при свете я не умру. Одиночество, пустота, полное разочарование в жизни, в себе, полная несостоятельность и выгорание. Родители даже деньги на билет мне не дали, — перевели на карточку человеку, который меня отправлял. Мне никто не верил, никто уже не строил никаких надежд на моё выздоровление. Это было днище, самое жестокое днище, которого только можно достигнуть. При том, что моя семья жила вполне благопристойной жизнью, я сидел в своей комнате в куче грязного белья, среди окурков и пустых бутылок, и цена мне была — бутылка». Саша говорит, что никогда не забудет своё дно: 28 месяцев «чистоты» мотивируют его не возвращаться в прошлое. Он считает, что никто и никогда ещё не смог проконтролировать своё употребление веществ. Сначала всё может быть красиво, без криминала, без особых негативных изменений в жизни, и создается иллюзия, что употребление можно контролировать. Но рано или поздно, если ты не завязал и не умер, наступает «днище».
После прохождения реабилитации Александр в Екатеринбург не вернулся – остался в Бугульме, устроился на работу. Он продолжает работать над своим выздоровлением по программе «12 шагов», является волонтером ребцентра, в котором сам получил свободу от алкоголя и наркотиков. Все праздники, всё свободное время Саша проводит в Центре, который стал для него домом, а люди, которые ему когда-то помогли, либо выздоравливали вместе с ним, — семьей. Сейчас он сам помогает ребятам, попавшим в похожую ситуацию, проходить реабилитацию, делится опытом. «Это место, где мне подарили меня самого, настоящего, вернули меня к жизни, к Богу – это моя благодарность за то счастье свободы, которую я имею сейчас». Сегодня Саша живет по принципу «лишь отдавая, мы сохраняем, мы получаем». Он больше не наполняется алкоголем или наркотиками: он наполняется человеческим теплом и любовью, которые получает от ребят за свою помощь, за свой опыт, за поддержку. Саша говорит, что помощь ребятам, проходящими реабилитацию, помогает ему самому всегда помнить, в каком состоянии находился он сам и дает стимул никогда туда больше не возвращаться. Видя, в каких иллюзиях, в каком отрицании, бессилии и неуправляемости находятся выздоравливающие зависимые, Саша всегда помнит, кем является он сам, если перестанет работать над собой и вернется в прежнюю жизнь. Через собственный опыт он получил возможность сострадать зависимым людям до глубины души и искреннее желание безвозмездно помогать им, как когда-то помогли ему.
Особое сострадание вызывают у него женщины: он считает, что зависимость оставляет у них более тяжёлые травмы. Мужчина, по его мнению, когда ему нужны деньги на наркотики, может пойти и что-то украсть или отнять силой, у женщины же в большинстве случаев выход один – продажа собственного тела. Когда у употребляющей женщины наступает «дно» и стираются морально-нравственные границы, то она начинает продавать себя за дозу, либо за деньги, на которые потом покупает дозу. Саша ведёт пациентов «наркологии», среди которых есть женщины: некоторые из них неоднократно отбывали наказание за наркотики. Недавно он вёл женщину, которая выросла в детдоме, несколько раз отбывала наказание, в том числе и за убийства. Женщина (назовём её Галя) была очень озлобленной, считала, что её никто не понимает, чувствовала себя ущербной: если что-то было не по ней, сразу прибегала к физической расправе. Но Саша, прежде всего, разглядел в ней слабую женщину и глубоко несчастного человека. Он считает, что когда твое желание помочь идет от сердца, из сострадания, то любой человек это почувствует. Прошлого уже не изменить, но мы можем начать изменять всё сегодня, здесь и сейчас: иногда для начала нужно просто обнять человека и рассказать, что у тебя было точно так же, и что выход есть. В реабилитации Галя по началу была, как зверёныш, постоянно на всех огрызалась, рвала тетрадки и порывалась уйти домой. Однажды вечером после групповой работы Александр оставил её и поговорил от сердца к сердцу: рассказал о себе, о своем опыте выздоровления, ободрил её, что она прекрасна, как женщина. И Галя растаяла, заулыбалась, а утром её словно подменили: она уже не огрызалась, была открыта и дружелюбна, улыбалась. Подобные преображения в человеке Саша считает для себя лучшей наградой. «Я не достиг никакого положения за эти 28 месяцев, не стал богачом, живу честно, сам зарабатываю, — рассказывает Саша, — благодарю Бога и людей, которые в меня вкладывали свой опыт и помогли стать собой. Я научился обращаться за помощью и сейчас учу тому же своих подопечных, учу их принимать людей и обстоятельства такими, какие они есть».
Саша твердо уверен в том, что природа человека – это любовь, потому что Бог, сотворивший человека, есть любовь. Поэтому он считает, что если человека поместить в среду бескорыстной искренней любви, он постепенно скинет с себя всю накопившуюся шелуху, и вернется к своему первозданному состоянию человека, созданного для любви. Саша считает, что всю эту «чешую», — гадость, подлость, ненависть, злобу, манипуляции и т.д., — можно отслоить, и очищенный от неё человек будет прекрасен. Но работа над собой сложная и требует большого мужества. Для меня сейчас самое драгоценное в жизни – это участие в жизни людей, которые погибают так же, как и я чуть больше двух лет назад. Когда я встречаюсь с ними, – трезвыми, чисто одетыми, с сияющими глазами, — когда слышу слова любви и благодарности, то понимаю, что это единственное, ради чего действительно стоит жить дальше. Мне сейчас 50 лет, я много чего в жизни сделал не так, очень мало доброго принёс на эту землю, поэтому для меня сейчас лучшая мотивация для дальнейшей жизни – это видеть в каждом трезвом наркомане или алкоголика частичку своего опыта, своей любви, своего труда. Я считаю, что сейчас занимаюсь очень нужным делом, — пожалуй, самым важным делом в своей жизни. Но самое главное – человек должен захотеть сам изменить свою жизнь, это желание должно исходить от него, а я и другие ребята постараемся ему всячески в этом помочь.